Home / Стоматология / Ортодонтия / Миогимнастика – способ лечения в ортодонтии

Миогимнастика – способ лечения в ортодонтии

миогимнастика в ортодонтии
Уметь управлять мышцами лица и губ очень важно

Ортодонтией называют стоматологический раздел, занимающийся изучением аномалий прикуса и нормализацией расположения зубов.

Функционал мышц, которые расположены вокруг ряда зубов или нарушают прикус, бывший в норме, или же способствуют его нормальному развитию. Зубочелюстные аномалии требуют профилактических мер, достигающихся методом выполнения специализированной регулярной гимнастики по восстановлению нарушенного функционирования мышц. Систематические тренировки действительно способны восстановить нормальное функционирование челюстной мышцы.

Могимнастика проводится с целью лечения или профилактики неправильного прикуса или других зубных аномалий. Характер проводимых мероприятий чаще лечебный, но также гимнастику назначают стоматологи с закрепительной целью, дабы предупредить рецидивы болезней.

миогимнастика в ортодонтии
Заниматься с ребенком должен взрослый

Позитивный настрой и возраст пациента (начиная с 3-летнего возраста – время, когда чадо понимает просьбы) – основополагающие факторы для получения результативного лечения. Эффект и степень его достижения напрямую зависят от усидчивости, терпения, готовности систематически выполнять одни и те же действия пациента. Контроль исполнения также важен.

Занятия миогимнастикой бывают индивидуальные (мама или другой родитель малыша проводит их дома под пристальным контролем) и групповые (проводит гимнастику воспитатель детского сада или учитель в начальной школе, он же и контролирует технику выполнения).

Аномалии или протрузии верхних резцов, сочетающиеся с обычным строением прочих боковых зубов, прекрасно лечатся проведением миогимнастических занятий.

Круговая ротовая мышца. Упражнения

миогимнастика в ортодонтии
Важно наладить носовое дыхание

Неспособность смыкать полностью губы чревата возникновением целого комплекса всевозможных общих и местных патологий. Следовательно, тренировочные занятия по развитию круговой ротовой мышцы чрезвычайно важны. Стоит уделять им время.

Многие дети с подобными нарушениями дышат ртом, отучить от чего сложно. Перед этим нужно получить заключение ЛОРа о достаточной степени проходимости носовых ходов.

Тестирование дыхания носом:

  • Для проверки существующей возможности малыша дышать с помощью носовых ходов можно попросить его набрать жидкости в ротовую полость и продержать там подольше не глотая. Если есть проблемы с дыханием носом, подопечный раскроет губы через 20-30 секунд.
  • При незатрудненном носовом дыхании часть бумажной салфетки или тонкой материи легко прилипнет к ноздре на вдохе ребенка.
  • Поднесенное к носовым ходам зеркальце запотеет сразу же, если ребенок способен хорошо дышать носом.

Эти и многие другие уловки помогут определить, затруднено ли дыхание носом у маленького пациента.

миогимнастика в ортодонтии
Миогимнастика поможет исправить аномалии прикуса

Еще одной аномалией развития мышц губ является их гипертонус. Задействованы тут радиально направленные мышцы, неправильное развитие которых обнажает внутреннюю сторону губ, кажущихся огромными. Также стоматологи отмечают у больных удлинение межгубной линии на фоне приподнятой и укороченной верхней губы. Упражнения при этом рекомендуются следующие:

  • Малыш должен медленно, одну за другой, надуть обе щеки с замкнутым ртом, затем сжатыми в кулаки кистями неспешно выдавливать воздух через закрытые плотно губы.
  • Если диагностирована протрузия резцов на нижней челюсти, рекомендовано практиковать надув воздухом пространства над верхними передними зубами («пузырь»).
  • При атрофированной или недостаточно развитой круговой ротовой мышце рекомендовано ортодонтами подуть на с легкостью сдвигаемый предмет (воздушный шарик, перышко) или свистеть, сложив губы дудочкой.
  • Врачи рекомендуют проводить тренировки мышцы губ с помощью кусочка пластиковой линейки или картона. Полоску нужно зажать губами и не выпускать на протяжении 40-50 минут. Сначала это будет непросто, начинайте с 2-3 минут и постепенно ежедневно наращивайте продолжительность. Проводить эти занятия лучше, когда ребенок смотрит мультфильмы, играет в компьютерные игры или читает книгу, так как сами по себе они доставляют не так много радости.

Развивающие упражнения с сопротивлением

  • Заложить загнутые крючком мизинцы
    миогимнастика в ортодонтии
    Упражнения с сопротивлением покажет врач

    обеих рук в уголки рта, зажать плотно с ними губы и начинать медленно их растягивать пальцами, сопротивляясь губами. Нужно при этом соблюдать осторожность и контролировать растяжение губ – кожа на них очень чувствительна.

  • Упражнение, любимое логопедами-профессионалами с участием комков ваты. Заложить ватные шарики под верхнюю и нижнюю губу и пытаться сомкнуть губы с ними и членораздельно произнести некоторые глухие буквы и слова с их участием.

Занятия с линейкой

Малыш должен зажать линейку губами (она не должна быть сначала очень длинной и тяжелой) и удерживать ее в этом положении до 5 минут в первые занятия. Со временем упражнение нужно растянуть до получаса и прикреплять к удерживаемой губами линейке грузы для усложнения задачи. Также подойдет линейка, выполненная в форме треугольника.

Занятия с применением пуговиц

Понадобится пара пуговиц до 3 сантиметров диаметром, соединенных между собой с помощью шнурка, длина которого около 15-20 сантиметров. Одну из пуговиц пациент должен схватить губами (но не зубами!) и задерживать силой губных мышц, за прикрепленную напротив пуговку с небольшими усилиями тянет взрослый. Заниматься следует несколько раз в сутки, начиная с 3-5 «потягиваний» и со временем довести их количество до 100-150. Рекомендуют вести специализированную тетрадь с записями количества упражнений, выполненных ребенком.

Упражнения для нижней челюсти

миогимнастика в ортодонтии
Выдвижение нижней челюсти

Укрепление мышечной ткани, задействованной в выдвижении нижней челюсти

Врачи на начальном этапе рекомендуют проделывать их сидя, после привыкания ребенка – стоя, для того, чтобы усложнить задания.

  • Медленно выдвигать нижнюю челюсть, напрягая лицевые мускулы. Делать это до момента перекрытия верхних резцовых зубов нижнечелюстными резцами. Зафиксировать это положение на 15 секунд и расслабиться.
  • Выполнять вышеописанное упражнение, одновременно медленно поворачивая голову по сторонам. Челюсть фиксировать на возможно долгий промежуток времени, повторять до 10 раз.
  • Постепенно увеличивать нагрузку на лицевые мышцы, производя сначала несколько упражнений из серии, а потом уже и всю серию упражнений стоя и запрокинув голову. Можно наклонить ее вбок.

Тренировки мышцы, отвечающей за подъем нижней челюсти (т. н. открытый прикус)

  • Сжимаем и разжимаем челюсти с приложенной силой, контроль выполнения осуществляется путем прикладывания пальцев к щеке в области расположения коренных последних зубов.
  • Делать подопечному вышеописанные манипуляции, но уже со значительным сопротивлением, оказываемым им же. Указательный и средний пальцы правой кисти положить на передние нижнечелюстные зубы и оказывать ими сопротивление жевательным мышцам.
  • На тонкую ручку или обычный деревянный прутик надеть резиновую трубку чуть большего, чем она сама, диаметра. Прикусывать ее передними зубами.
миогимнастика в ортодонтии
Внешность до и после исправления открытого прикуса

Занятия после произведенного подсечения уздечки

  • Рот больного находится в полуоткрытом состоянии. Выдвинуть язык наружу, облизать им губы, попытаться достать кончиком языка до носа и подбородка.
  • Изнутри язычком коснуться каждого зуба по очереди, как бы считая их.
  • Высунуть язык и сделать им мажущие движения сверху вниз.
  • Производить звучные щелчки языком с приоткрытым ртом, имитируя стук копыт лошади.
  • Имитировать катающийся во рту мячик, упираясь языком в обе щеки по очереди с внутренней стороны.

Выполнять упражнения нужно 3 раза за сутки.

Тренировка мышцы переднего отдела языка

миогимнастика в ортодонтии
Упражнения для переднего отдела языка

Такая тренировка практикуется логопедами при диагностике инфантильного глотания у малышей:

  • Зафиксировать язык вертикально и держать его так до появления ярко выраженной усталости мускул.
  • Обыкновенную пипетку для капель разобрать, нарезать ее резиновый конец на колечки. На кончик высунутого языка малыша положить колечко. Ребенок должен прижать его к небу и попытаться сглотнуть, не двигая кончиком языка. Надо контролировать исполнение задания, следить, чтобы резинка не была проглочена. Упражнение выполняется сериями по 10 раз дважды в сутки.
  • Также, как описано выше, прижать колечко к небу и пытаться удерживать его там как можно дольше (максимум – пять минут в первые занятия, рекомендуется постепенно увеличивать время до 15-20 минут).

Занятия для мышц середины языка

  • Имитация стука копыт пони – цоканье. Повторять больному до 60 раз.
  • На поверхность языка уложить два пипеточных колечка (на середину языка и на кончик). Постараться сомкнуть зубы, но не смыкать при этом линию губ до конца, поднять язык с лежащими на нем колечками к небу и прижать.

Занятия для корня языка

Такая гимнастика практикуется врачами при нарушении в произношении малыша задненебных звуков:

  • Имитация зевания.
  • Прополаскивать ротовую полость водой, подогретой до 35-45 градусов (таким образом производится массаж горловых мышц и их расслабление).

Нормальное глотание

Если ребенок осуществляет неверные глотательные движения, очень заметно в процессе касание нижней губы языком на фоне разобщения зубов и визуального удлинения нижней челюсти. Нередки случаи появления ямочек на щеках над углами рта – это места, где наиболее интенсивно напрягаются мимические лицевые мышцы.

миогимнастика в ортодонтии
Правильное глотание важно для повседневной жизни

Если же во время проглатывания ребенок раскроет губы, можно заметить неправильное расположение кончика языка – он будет находиться между зубами.

Из-за неумения правильно глотать, язык со временем занимает неправильное положение во рту не только в процессе работы, но и в состоянии покоя тоже. Таким образом, ребенок, взрослея, все также продолжает касаться и упираться языком в губы и передние части щек, что чревато неправильным прикусом и другими не менее неприятными аномалиями.

Вышеописанный способ проглатывания называют инфантильным. Со временем он ничуть не переходит в соматический метод (нормальный) и может остаться с человеком навсегда. Таким людям характерны короткие толстые губы и частичное несоответствие между кожной и костной точками подбородка. Так описаны изменения глотательной и дыхательной функций в неправильную сторону.

Если имеются скрытые или явные аномалии прикуса, язык расположен низко во рту, то это очень заметно отразится на внешности и положении как верхней, так и нижней челюстей.

Для дистального прикуса характерны высокое небо, верхний ряд зубов дугообразной формы, а при мизальном небный свод очень заметно уплотнен, и присутствует двойной подбородок.

миогимнастика в ортодонтии
Внешность до и после исправления дистального прикуса

Чтобы научиться правильно проглатывать пищу или жидкость, ребенку следует закрыть рот и соединить зубы, упереть кончик языка в небо около передних зубов и проглотить содержимое ротовой полости. Также перед старшими детьми ставят на стол зеркало для самоконтроля сокращений мимических мышц лица, участвующих в этом процессе.

Обучение ребенка старше 5 лет правильному нормальному глотанию займет около месяца. При этом сначала должен быть достигнут желаемый эффект в процессе контролируемого глотания.

Достижение правильного положения нижней челюсти

Размеры миндалин, аденоидов и самого языка напрямую повлияют на размеры мезофарингального пространства, функции челюстей и всех зубов. Мускулы губ, языка и щек взаимосвязаны с жевательными, мягконебными, глоточными, трахейными, шейными и другими лицевыми мышцами.

Верхняя шейная граница очерчена абсолютно подвижной нижней челюстью. К подъязычной кости крепится огромное количество важных мышц, движения ее имеют прямую связь с движениями, совершаемыми нижней челюстью.

Неправильное положение зубных рядов и челюсти, баланса мышц может, в конечном счете, привести к смещению в ненормальное положение челюсти как верхней, так и нижней. Если эти отклонения не диагностированы вовремя и не лечатся, они могут остаться навсегда.

Занятия для правильного положения нижней челюсти:

  • Ребенок должен прикусить нижнюю губу верхними зубами и зафиксировать это положение на минуту. Повторять упражнение по 15-20 раз в сутки ежедневно.
  • Деревянную палочку или карандаш закусить коренными зубами с обеих сторон, фиксация – 1 минута. Повтор производить до 15 раз, выполнение ежедневное. Желательно довести количество выполняемых закусываний до 100-150 в сутки и фиксировать все выполненные упражнения в специализированной тетрадке.
  • Употреблять в пищу жесткие продукты питания: морковку, орехи, сухари, твердые яблоки и др.

Добавить отзыв или комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *